Кованые балконы – истинные представители архитектурной аристократии

Содержание

Гид по архитектурным стилям (с примерами)

Кованые балконы – истинные представители архитектурной аристократии

Для сооружений характерны монументальность, пышная отделка зданий, множество украшений, стремление к строгой симметрии, интерес к утилитарным сторонам архитектуры, к созданию преимущественно не храмовых комплексов, а зданий для практических нужд.

Характерные черты римского архитектурного стиля, в первую очередь круглоголовые арки, а также цилиндрические своды, апсиды и украшения в виде листьев-акантов.

Для романских построек характерно сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки — здание всегда гармонично вписывалось в окружающую природу, и поэтому выглядело особенно прочным и основательным. Этому способствовали массивные стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углублёнными порталами. Такие стены несли в себе оборонительное назначение.

Пантеон Храм-Портун

Готика зародилась в северной части Франции в середине XII века. Готическая архитектура cменила архитектуру романской эпохи. Термин подчёркивал радикальное отличие средневекового зодчества от стилистики Древнего Рима. Крёстным отцом готического стиля считается влиятельный и могущественный аббат Сугерий, который в 1135-44 гг.

перестроил в новом стиле базилику аббатства Сен-Дени. Традиционно принято считать, что именно с этого здания начинается эпоха готики в Европе. Сугерий писал, что высокий, залитый светом храм призван символизировать безбрежный свет, исходящий от Бога.

Вскоре вслед за Сен-Дени новый стиль был применён при возведении собора Парижской Богоматери (заложен в 1163) и Ланского собора (заложен в 1165).

Йоркский-собор-Англия Сиенский-собор-Италия Ланский-собор Миланский-собор-Италия

Особенное значение в этом направлении придаётся формам античной архитектуры: симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей, о чём наглядно свидетельствуют уцелевшие образцы римской архитектуры.

Сложная пропорция средневековых зданий сменяется упорядоченным расположением колонн, пилястр и притолок, на смену несимметричным очертаниям приходит полукруг арки, полусфера купола, ниши, эдикулы.

Архитектура снова становится ордерной.

Пространство, как архитектурный компонент, организовано в отличном от средневековых представлений образе. В его основу встала логика пропорций, форма и последовательность частей подчинены геометрии, а не интуиции, что было характерной чертой средневековых сооружений.

Чаще всего в оформлении зданий присутствует коринфский ордер с разнообразными видоизменениями капители.

Постройки имеют гармонично просторные внутренние дворы, обнесённые в нижнем и в верхнем этажах крытыми галереями на арках, которые поддерживаются колоннами или пилястрами античной формы.

Фасаду придаётся размеренность по горизонтали посредством изящных межэтажных карнизов и главного карниза, образующего сильный выступ под крышей.

Фасад симметричен относительно вертикальной оси. Церковные фасады, как правило, размерены пилястрами, арками и антаблементом, увенчаны фронтоном. Расположение колонн и окон передаёт стремление к центру.

Собор-святого-Петра-в-Риме Санта-Мария-дель-Фьоре Дворец-дожей-Италия Санта-Мария-дель-Фьоре

Для архитектуры барокко характерно наличие большого количества разнообразной лепнины. Используются сложные архитектурные элементы. Обилие декоративных барельефов и золочение архитектурного декора.
Барокко выделяется приглушенными пастельными цветами фасада; красным, розовым, белым, голубым.

Фрауэнкирхе-Дрезден-Германия Монастырь-в-Мельке-Австрия

Архитектурный (точнее — декоративный) стиль рококо появился во Франции во времена регентства Филиппа Орлеанского (1715—1723) и достиг апогея при Людовике XV, перешёл в другие страны Европы и господствовал в ней до 1780-х годов.

В созданиях этой архитектуры прямые линии и плоские поверхности почти исчезают или, по крайней мере, замаскировываются фигурной отделкой; не проводится в чистом виде ни один из установленных ордеров; колонны то удлиняются, то укорачиваются и скручиваются винтообразно;, карнизы помещаются над карнизами; высокие пилястры и огромные кариатиды подпирают ничтожные выступы с сильно выдающимся вперёд карнизом; крыши опоясываются по краю балюстрадами с флаконовидными балясинами и с помещёнными на некотором расстоянии друг от друга постаментами, на которых расставлены вазы или статуи; фронтоны

Зимний-дворец-Санкт-Петербург Версальский-дворец-Париж

Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности.

Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности.

Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов.

Дворец-детства-и-юности-Севастополь Гостиница-Севастополь-Севастополь

Экле́ктика (эклектизм, историзм) в архитектуре — направление в архитектуре, доминировавшее в Европе и России в 1830-е—1890-е гг.

Формы и стили здания в эклектике привязаны к его функции. Так, в российской практике, русский стиль К. А. Тона стал официальным стилем храмостроительства, но практически не применялся в частных постройках.

Эклектика «многостильна» в том смысле, что постройки одного периода базируются на разных стилевых школах в зависимости от назначения зданий (храмы, общественные здания, фабрики, частные дома) и от средств заказчика (сосуществуют богатый декор, заполняющий все поверхности постройки, и экономная «краснокирпичная» архитектура).

Опера-Гранье-Франция Здание-оружейной-палаты, Москва

Архитекту́ра моде́рна (архитектура ар-нуво) — архитектурный стиль, получивший распространение в Европе в 1890-е—1910-е годы в рамках художественного направления модерн. Архитектуру модерна отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, использование новых технологий (металл, стекло).

Как и ряд других стилей, архитектуру модерна отличает также стремление к созданию одновременно и эстетически красивых, и функциональных зданий.

Архитектура модерна разнообразна. Стиль этот вобрал в себя элементы всех предшествующих стилей. Здания в стиле модерн могут напоминать и мавританские дворцы, и замки, и заводские корпуса. Однако, в отличие от предшествовавшего модерну эклектизма, его авторы отказались от прямого копирования форм ренессанса и барокко.

Дом-компании-Зингер-в-Санкт-Петербурге Дом-Мила-Гауди-Барселона

Архитектурный модернизм (фр. modernisme, от фр. moderne — новейший, современный; «англ. modern» — современный, новый) — движение в архитектуре двадцатого века, переломное по содержанию, связанное с решительным обновлением форм и конструкций, отказом от стилей прошлого. Охватывает период с начала 1900-х годов и по 70-е—80-е годы (в Европе), когда в архитектуре возникли новые тенденции.

Кредо архитектурного модернизма заложено в самом его названии — это созидание нового, чего-то такого, что соответствовало бы сегодняшнему дню. То есть, присутствует принципиальная установка на новизну архитектуры, — как конструктивных и планировочных идей, закладываемых в проекте, так и внешних форм.

Образное выражение «призмы из бетона и стекла» хорошо передает общий характер построек модернизма.

Для модернизма характерно использование самых современных строительных материалов и конструкций и отсутствие тенденций украшательства, принципиальный отказ от исторических реминисценций в облике сооружений,

Музей-Гуггенхейма-в-Нью-Йорке Баухауз-в-Дессау Здание-парламента-Веллингтон-Новая-Зеландия

В идее конструктивизма лежит отрицание исторической преемственности, отказ от декоративных элементов классических стилей, использование функциональной схемы как основы пространственной композиции. Конструктивизм — это выразительность не в декоре, а в динамике простых конструкций, вертикалей и горизонталей строения, свободе плана здания.

Архитекторы зрелого конструктивизма использовали функциональный метод, основанный на научном анализе особенностей функционирования зданий, сооружений, градостроительных комплексов. Таким образом, идейно-художественные и утилитарно-практические задачи рассматривались в совокупности. Каждой функции отвечает наиболее рациональная объёмно-планировочная структура (форма соответствует функции).

Харьковский-Госпром Дом-правительства-в-Минске

Хай-тек (англ. hi-tech, от high technology — высокие технологии) — стиль в архитектуре и дизайне, зародившийся в недрах позднего модернизма в 1970-х и нашедший широкое применение в 1980-х.

Для зданий в стиле хай-тек характерно использование высоких технологий в проектировании, строительстве и инженерии зданий и сооружений. Широко применяется стекло, пластик и металл.Использование функциональных элементов (лифты, лестницы, системы вентиляции и другие), вынесенных наружу здания.

Штаб-квартира-фирмы-ING.-Амстердам Jinan-High-Tech-Science-and-Technology-Culture-Center Здание-Яйцо-Мумбай-Индия Ллойд Билдинг, Лондон

Деконструктивизм

Для деконструктивистских проектов характерны визуальная усложнённость, неожиданные изломанные и нарочито деструктивные формы, а также подчёркнуто агрессивное вторжение в городскую среду.

В качестве самостоятельного течения деконструктивизм сформировался в конце 1980-х гг. Теоретической подоплёкой движения стали рассуждения Деррида о возможности архитектуры, которая вступает в конфликт, «развенчивает» и упраздняет саму себя.

Штаб-квартира-департамента-здравоохранения-басков-Бильбао-Испания Кубические-дома-Роттердам-Нидерланды

Источник: https://www.arhitek24.ru/gid-po-arxitekturnym-stilyam-s-primerami/

Архитектурные стили в хронологической последовательности с примерами и фото

Кованые балконы – истинные представители архитектурной аристократии

Архитектурные стили в хронологическом порядке, начиная со времён Древнего Мира, разложили по полочкам, написали несколько слов о каждом, добавили примеры, фото, видео, чтобы всё легко понять.

Стили в архитектуре и их особенности

Архитектурные стили формируются особенностями и свойствами исторического периода, региона или страны, которые проявляются в отличительных чертах зданий и композиций, таких как:

  • назначение строений (храмы, дворцы, замки),
  • конструкции и материалы, используемых при строительстве,
  • композиционные приёмы,
  • линии и оформление фасадов,
  • планы,
  • используемые формы.

Различные стили возникают в конкретных условиях развития экономики и общественного устройства. На них влияют:

  • религиозные течения,
  • государственность,
  • идеологическая составляющая,
  • исторические приёмы зодчества и
  • национальные отличия,
  • климат,
  • ландшафт и рельеф.

Технический прогрес, идеологические изменения или геополитические отношения всегда приводили и продолжают приводить к рождению нового стиля.

Древнеегипетский стиль

Стиль этот дал развитие огромному множеству разнообразных архитектурных структур и великих памятников. Архитектура Древнего Египта, включая дворцы, храмы в Луксоре и пирамиды на реке Нил, является свидетельством существования одной из самых выдающихся цивилизаций мира. Преобладающие строительные материалы — это испечённый на солнце кирпич, известняк, песчаник и гранит.

Архитектура Древнего Египта: пирамиды Гизы

Понимание древнеегипетского стиля современными людьми основано на сохранившихся религиозных храмах и массивных, непонятного назначения сооружениях, c характерными наклонными стенами, имеющими небольшое количество отверстий, окружённых таинственностью. Распространено мнение, что это усыпальницы, однако существуют другие теории. Дополнительные сведения об архитектуре

  • Древнего Египта,
  • Египетских пирамидах,
  • храмах.

Архитектурные стили античности

Античность — это Древний Рим плюс Древняя Греция.

Древнегреческий стиль

Греки возводили много храмов для жертвоприношений богам. Они заложили основу европейской архитектуре, которая служила примером для всего мира.

Их высокотехнологичные системы для пропорций и стиля, используя математику и геометрию создавали внешнюю гармонию и красоту.

Заменив ещё в архаическую эпоху дерево на белый мрамор и известняк, греки строили благородные и прочные здания. Можно поделить на следующие периоды:

  • архаический,
  • классический,
  • эллинизм.

Античный греческий архитектурный стиль: храм Геры (возр. 460 до н. э.) в Пестуме, Италия (ошибочно называемый Нептуна или Посейдона).

Отмечены периоды архитектуры Древней Греции рождением трёх стилей: дорическим, ионическим и коринфским.

  • В архаике — дорический и ионический.
  • Во времена классики добавился коринфский.
  • Эллинизм использует все три.

Читайте краткий обзор архитектурных стилей Древней Греции.

Древнеримский стиль

Древнеримская архитектура — это форма этрусского зодчества. Этому стилю присущи величие, мощь и сила. Сильное влияние на неё оказали греки. Отличается монументальностью, множеством украшений и пышной отделкой зданий, строгой симметрией.

Римляне строили большинство зданий для практических целей, а не храмы, как в Греции. Читайте  об архитектуре Древнего Рима коротко. Описана история, применяемые материалы, технологии и градостроительство.

Древнеримский архитектурный стиль: Пантеон, Санта-Мария ин ВИА лата, Рим, Италия

Византийский стиль

Столица Римской империи была перенесена римским императором Константином I в город Византий (Константинополь) в 330 году и стала называться Новым Римом. Естественно, что в архитектуре Византии, можно видеть сильное влияние древнеримского стиля. При этом, в отношении изящества и роскоши она стремилась превзойти старый Рим.

Византийский стиль представляет собой фузию христианского и античного мировосприятия с элементами художественной культуры Востока.
Свои территории импреия расширяла за счёт бывших провинций Рима на западе, где возводила памятники, дворцы, храмы, церкви с целью показать роскошь и утвердить статус новой имперской власти.

Базилика Сан Витале в византийском стиле, Равенна, Италия

  • Здания стали  геометрически сложнее.
  • В украшении сооружений в дополнение к камню использовались кирпич и штукатурка.
  • Наблюдается более свободное отношение к классическим элементам; резные украшения заменила мозаика.
  • Простота и сдержанность экстерьера храмов резко контрастировала с великолепными драгоценными мозаиками, сверкающими золотом, внутри помещений.

Читайте коротко о периодах развития византийской архитектуры с примерами и фотографиями.

Дороманские архитектурные стили

Дороманский стиль или прероманская архитектура охватывает времена

  • Меровинговского царства (5 — 8 вв),
  • эпоху Каролингов (8 — 9 вв) и
  • Оттоновский период (10 век) вплоть до начала 11 века, когда родился романский стиль.

Основная тема в этот период — классические средиземноморские и раннехристианские формы во взаимодействии с германскими. Они способствовали появлению новых инновационных конструкций. Это, в свою очередь, привело к возникновению романского архитектурного стиля.

Меровингский стиль

Меровингский архитектурный стиль: Собор Сен-Леонс, Фрежюс, Франция

Период распространения этого стиля приходится на период с 5 по 8 века, когда на землях, принадлежащих современной Франции, Бельгии и частично Германии, правила франкская королевская династия Меровингов. Это время крещения варваров. Сочетает в себе традиции позднеантичного римского стиля и варварские традиции.

Каролингский стиль в архитектуре

Прероманский стиль в архитектуре: типичная каролингская церковь на севере Франции Нова Корвей (Nova Corbeia)

На смену Меровингской эпохи пришла эпоха Каролингов (780 — 900 гг). Каролингское Возрождение в конце 8-го и 9-го веков — это стиль дороманской архитектуры северной Европы.

Став императором, германский король Карл Великий хотел, чтобы его империя была столь же великой, как Рим до него. Он спонсировал искусство и финансировал строительные проекты, в основном соборы и монастыри. Многие из этих зданий также служили школами, поскольку Карл Великий стремился создать большую грамотную базу своей империи.

Пытаясь осознанно подражать римской архитектуре, каролингский стиль заимствовал много элементов из раннехристианского и византийского зодчества.

Оттоновский стиль

Оттоновская церковь Святого Кириака (960-965гг ), Германия

Оттоновский период следует за Каролингским и предшествует появлению романской архитектуры. Сохранившиеся примеры этого стиля находятся в Германии и Бельгии. Оттоновский ренессанс (951-1024 гг) возник в Германии во времена правления Отто Великого и черпал вдохновение из Каролингской и Византийской эпох.

Уважение к математическим наукам выражается в балансе и гармонии элементов постройки. Большинство оттоновских церквей щедро используют круглую арку и имеют плоские потолки. Экстерьер большинства базилик напоминает каролингский стиль, а интерьер — раннехристианский.

Романский стиль

Романские здания строились в Европе приблизительно с 1000 года и до появления готического стиля в 12 веке.

Этот стиль содержит в себе много основных признаков римской и византийской архитектуры.

Он олицетворяет строительство укреплённых городов-замков с мощными стенами, узкими окнами и оборонительными рвами вокруг укреплений, где мосты и городские ворота охранялись стражей, улицы на ночь перекрывались цепями.

Замок обычно строился на возвышении, которое имело стратегическое значение для обороны и наблюдения. Украшением композиции служили башни — убежища. Форма их могла быть круглой, четырёх- или шестиугольной с заостренной крышей. Остальные постройки неприхотливой геометрической формы располагались вокруг неё.

Ярче всего романский стиль можно наблюдать в храмах, соединённых с такими башнями, имеющих полукруглые дверные проёмы и окна. Галереи и наружные стены церквей украшали декоративные стойки соединённые небольшими арками.

Постройки в романском стиле выглядят основательно, прочно и гармонично на фоне окружающей природы.

Романская церковь Сан Миллан, Сеговия, Испания

Готический стиль

На основе романского стиля возникла готика с устремлёнными ввысь шпилями, заостренными арками и резьбой на религиозные темы. Этот стиль возник на севере Франции в 12 веке. Получил широкое распространение в австрийских, немецких, чешских, испанских, английских городах.

В Италии приживался с большим трудом и сильными изменениями, которые положили начало «итальянской готике». В конце 14 века этот архитектурный стиль трансформируется в так называемую «интернациональную готику».

Готический собор в Лионе, Франция

Для интересующихся более подробно в статье  Готический стиль в архитектуре. В статье Готические соборы средневековья описаны 6 наиболее ярких образцов готики в Европе. Пример лучистой готики приведён в статье о Кёльнском соборе.

Архитектурный стиль Ренессанс или Возрождение

Возрождение началось в Италии и распространилось по Европе. Гуманистическая направленность периода 1425 -1660 годов характеризовалась вниманием к человеческой деятельности, и возрождению интереса к античности.

В архитектурных зданиях это отражается в порядке расположения колонн, пилястр и притолок. Несимметричные средневековые черты меняются на полуовальные арки, полусферные купола и ниши (эдикулы). В архитектуру вновь возвращаются античные формы.

В ренессансе присутствует слияние готики и романского стилей.
После кризиса идей в 16 веке на смену Возрождению приходит Маньеризм и Барокко.

Собор Санта Мария дель Фьоре в архитектурном стиле ренессанс (эпоха Возрождения), Флоренция, Италия

Маньеризм

Стиль пришёл на смену позднему Возрождению с неустойчивыми моральными, социальными и религиозными явлениями. В архитектуре выразил себя через нарушение ренессансного баланса, элементами гротеска, использованием концептуальных решений, способных вызывать чувство беспокойства.

Образец маньеризма: Дворец Массимо-алле-Колонне, Рим, Италия

Некоторые искусствоведы называют его ранним барокко. Очаги возникновения: Флоренция, Рим и Мантуя в Италии (ит. maniera — манера). Но самое главное, он стал отражением трансформации средневекового искусства в Новом времени.

Барокко

Барочный стиль рождён итальянскими зодчими Борромини и Бернини. Его появление в конце 16 века знаменует эпоху Позднего Возрождения. Ещё называют витиеватым развитием Ренессанса.

Этот стиль был противостоянием рационализму и классике. Его задачей было создание впечатления состоятельности и могущества. Узнайте, какие архитектурные иллюзии в Ватикане созданы зодчими.

Характеризуется большими колоннадами, обилием различных скульптур и пилястрами, наличием теламонов (атлантов), кариатид и маскарон (анфас головы человека или животного). Отмечен многоярусными сложными куполами (собор Св. Петра, Рим).

Любимый католической церковью (место рождения Ватикан), cтиль барокко быстро становиться популярным у испанцев и французов, у немцев и нидерландцев, у русских и поляков. Также его принимают и в странах Южной Америки.

Источник: https://arhi1.ru/ob-arhitekture/arhstili/stil-v-arhitekture

17 архитектурных стилей, а также простые объяснения, как их различать

Кованые балконы – истинные представители архитектурной аристократии

Представьте, что вы отправились в путешествие в другую страну. Без культурной программы и туристических маршрутов не обойтись, иначе какой смысл вообще куда-то ехать. Можно, конечно, закрыться в отеле на время всего отпуска и отлично проводить дни, традиционно лежа в кровати. Но, все же, Voka.me настоятельно не рекомендует такой способ отдыха.

Если же вы заранее подготовитесь к поездке и изучите традиции страны, в которую отправляетесь, то чужая культура станет намного понятнее.

Как насчет того, чтобы научиться отличать архитектурные стили и поставить еще одну галочку в список своего самообразования? Помимо этого, вы сможете произвести впечатление на девушек, и это будет намного эффективнее, чем, например, навык отличать сорта пива с закрытыми глазами.

Вообще, архитектурные стили – довольно запутанная и сложная тема для новичка, и если вы не хотите изучать скучную литературу, мы предлагаем вам упрощенный гайд по мировой архитектуре (да простят нас профессиональные архитекторы).

1. Классицизм

Классицизм – это оплот симметричности, строгости и выпрямленности. Если видите что-то похожее, да еще и с круглыми длинными колоннами – это классицизм.

2. Ампир

Ампир – это когда классицизм решил стать пафосным до невозможности, да еще и стремится быть выше.

3. Сталинский ампир

Конечно же, вождю всех народов – товарищу Сталину – в обычном ампире недоставало пафоса и торжественности, и, чтобы показать мощь СССР во всей красе, этот стиль был возведен в куб. Так появился сталинский ампир — архитектурный стиль, который пугает своей колоссальностью.

4. Барокко

Барокко – это когда здание похоже на пироженку со взбитыми сливками, часто украшенную золотом, каменными скульптурами и витиеватой лепниной, которая отчетливо говорит свое «фи!» классицизму. Этот архитектурный стиль распространился по всей Европе, в том числе был перенят русскими архитекторами.

5. Рококо

Если вам показалось, что здание проектировала женщина, и на нем присутствует много всяких рюшечек и бантиков, покрытых золотом – это рококо.

6. Ультрабарокко

Если вы смотрите на здание и от обилия лепнины и скульптур перестаете понимать, что происходит вокруг, то можете быть уверены – это ультрабарокко. Главное – не потерять сознание при созерцании такой красоты.

7. Русское барокко

Русское барокко – это уже не пироженка, это настоящий торт, расписанный под хохлому.

8. Псевдорусский стиль

Псевдорусский стиль – это когда попытался «закосить» под древность, но перестарался и слишком богато все украсил.

9. Неоготика

Неоготика – это когда боишься порезаться о здание от одного взгляда на него. Тонкие длинные шпили, оконные проемы и боязнь уколов.

10. Готика

Если смотришь на здание и опасность порезаться меньше, а в центре у него круглое окно или витраж с башнями по бокам – это готика. На лепнине таких зданий в архитектурном стиле часто любят помучить всяких грешников и прочих асоциальных личностей.

11. Ар-деко

Ар-деко – это когда при взгляде на здание в голове у вас заиграли старые американские песни, исполненные Фрэнком Синатрой, а по улицам начали ездить воображаемые автомобили из 60-х годов.

12. Модернизм

Здесь все просто. Модернизм в архитектурном стиле – это дом из будущего, но построен с нотками ностальгии по прошлому.

13. Модерн

По модерну в архитектуре можно изучать античную историю. Очень много мелочей и проработанных деталей, которые в совокупности представляют собой цельную композицию.

14. Конструктивизм

Конструктивизм в архитектурном стиле – это когда любители цилиндров и других строгих геометрических фигур начинают строить дома. Ставят какую-нибудь трапецию или цилиндр и прорезают в ней окна.

15. Деконструктивизм

Если вы смотрите на здание и видите, что его совсем-совсем сломали, изогнули и сморщили – это деконструктивизм. Настоящий геометрический ад для перфекциониста.

16. Хай-тек

Хай-тек архитектура включает в себя постройки, где много стекла, бетона, все прозрачное, зеркальное и блестит на солнце. Максимум геометричности, строгости и угловатости.

17. Постмодернизм

Постмодернизм – это когда смотришь на здание, как на «Черный квадрат» Малевича и не понимаешь, что хотел сказать автор, как ему разрешили это построить и почему не лечили от наркотической зависимости. Впрочем, в таких причудливых формах тоже есть свои плюсы.

Конечно, профессиональные архитекторы могут посчитать такой топ архитектурных стилей кощунственным и вообще обидеться, но сделайте скидку тем, кто не так хорош в истории и определении стилей. В конце концов, автомобильный механик тоже будет снисходительно улыбаться, глядя на то, как архитектор пытается определить, с какой стороны подойти к коленчатому валу.

Voka.me рекомендует вам чаще путешествовать и с пользой проводить время в туристических поездках.

Источник: https://voka.me/17-arhitekturnyh-stilej-i-prostye-obyasneniya-kak-ih-razlichat/

Как начать разбираться в стилях архитектуры

Кованые балконы – истинные представители архитектурной аристократии
Архитектурное зрение — навык, без которого невозможно увидеть и понять город.Даже если ходить по одной и той же улице каждый день, легко упустить историю, которую рассказывает особняк XIX века, здание школы сталинской эпохи или типовая хрущевка.

То же самое можно сказать о путешествиях — без умения различать стили европейской архитектуры впечатления от города не складываются в единую картину. В материале мы разберемся, как смотреть на здания «больших стилей» — от Средних веков до эклектики и модерна.

Рассмотрим общие и частные признаки стиля: положение в городе, конструкцию и декоративные элементы, которые едва заметны глазу. Статья поможет больше замечать, внимательнее гулять и интереснее путешествовать. Карло Мадерна. Гравюра с изображением фасада собора св.

Петра в Риме

Стиль — это набор признаков, по которым постройки одной эпохи отличаются от другой.

«Больших стилей» в истории Европы с XII по XX век было семь: романика, готика, ренессанс, барокко, классицизм, эклектика и модерн. Здания этих стилей встречаются  в каждой европейской стране.

Признаком стиля может быть форма купола или окна, орнамент или пропорция фасада. По одной детали  определить архитектурный стиль сложно: здания строятся столетиями и сочетают элементы разных эпох. 

Как определять стили архитектуры

Определять стили зданий не сложно, если отталкиваться от естественного восприятия архитектуры в городе. Посмотрим на примере собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции:

Издалека. Смотрим на расположение собора в городской средеПодходим ближе. Смотрим на конструктивные особенности собора, фасад и декорЗаходим внутрь. Смотрим на план и интерьер

Алгоритм анализа архитектуры простой. Сначала мы смотрим на здание и его окружение издалека. Подходим ближе, чтобы рассмотреть фасад и декор. Заходим внутрь, чтобы посмотреть, как интерьер соотносится с внешним обликом. Обычно этого хватает, чтобы определить доминирующий стиль и время постройки.

Теперь посмотрим на три главных признака стиля:

1. Конструкция

2. Композиция фасада

3. Декоративные элементы

Конструкция

Кафедральный собор Грейс в Сан-Франциско (1928) построен в готическом стиле, но с применением металлоконструкций и железобетона

Стили архитектуры менялись через технологические прорывы. Изобретение бетона, появление полукруглой и стрельчатой арки, купола и железобетонных конструкций вели к изменениям во внешнем облике зданий. У каждого стиля — свои конструктивные особенности.

Романика. Полукруглая арка 

Романские архитекторы возродили римскую строительную технику и стали перекрывать здания арочными конструкциями — каменными и кирпичными сводами.

Полукруглая арка — крепкое несущее перекрытие, но для ее поддержки приходилось использовать толстые боковые стены и мощные колонны. Поэтому впечатление от романской архитектуры суровое и мрачное.

Готика. Стрельчатая арка 

Готическая архитектурная революция стала второй после изобретения бетона в Риме.

Благодаря стрельчатой арке и боковым распорам — аркбутанам,— архитекторы смогли заменить толстые стены с маленькими окнами на  витражи из стекла. Церкви стали выше и светлее.

Возрождение, барокко, классицизм. Купол

Купол использовался в архитектуре еще с римской технологической революции, но самые масштабные купольные конструкции возводили архитекторы Возрождения.

Филиппо Брунеллески придумал, как облегчить каменную глыбу, и после собора Санта-Мария-дель-Фьоре этот способ перекрытия повторяли архитекторы барокко и классицизма. Последние использовали купол не только в храмовой, но и в гражданской архитектуре.

Эклектика. Железобетон и стекло

Промышленное использование бетона известно с 1861 года; чуть раньше запустилось фабричное производство большеформатного стекла.

В это время зодчие обращались к архитектурному цитированию Средневековья, Ренессанса и барокко, но добавляли к старым формам новые технологические решения — стеклянные крыши, своды и очень большие окна.

Модерн. Каркасные конструкции

Архитекторы стиля модерн начинают применять новые материалы — стекло и бетон, — для создания сложных, изогнутых форм.

Они усложняют каркасные конструкции из гнутого металла и используют крупное остекление. Конструктивные приемы маскируются скульптурным декором и орнаментом для имитации природных форм.

Как определить стиль по конструкции

Посмотреть на оконные и дверные проемыЕсли окна маленькие, а стены толстые — это романика. Стрельчатые обрамления окон сразу выдают готику. Если остекление занимает почти весь фасад здания, то его точно построили  в конце XIX века.

Посмотреть на форму перекрытияСводы романских соборов имеют форму полукруглой арки, готических — стрельчатой. Отличить купольные постройки Ренессанса от поздних стилей поможет представлениео функции здания.

В эпоху Возрождения купол использовали в церковном строительстве, барокко и классицизма —  и в общественных зданиях, и в дворцах.Посмотреть на материалФабричное производство стекла и железобетона позволило перекрывать большие пространства.

Даже если здание напоминает вам барочный дворец, посмотрите на потолок — масштабное остекление вместе со стилизацией под ранние стили выдает эклектику.

Фасад

Фасад кафедрального собора Санта-Мария в Мальорке с центральным перспективным порталом, 1229 г.

Фасад — это «лицо» здания. Поэтому каждая эпоха использовала фасад как средство коммуникации. В Средние века фасад собора читали, как книгу, в эпоху Возрождения — добивались идеальных пропорций, в эпоху барокко — использовали как средство пропаганды против идей Реформации.

Романика и готика. Фасад как книга

О чем говорит фасад. Архитекторы украшали главный западный фасад готического и романского собора по сложившемуся канону. Его можно было читать, как Библию. Скульптурный декор воспроизводил религиозные сцены, которые складывались единую историю при последовательном прочтении.

Композиция фасада. В романике и готике сложилась устойчивая композия западного фасада:

– две симметричные башни-звонницы с круглым или стрельчатым окном в центре;

– нечетное количество перспективных порталов, от 1 до 5, со скульптурным декором; по канону он размещался ярусами в определенном порядке.

Возрождение. Фасад как идеал пропорций

О чем говорит фасад. Архитекторы Ренессанса искали математический идеал античности, чтобы воплотить его в архитектуре. В основе каждого фасада лежит поиск правильных пропорций: зодчие использовали золотое сечение, число Фибоначчи и сложные геометрические построения.

Композиция фасада. Архитектурные формы Ренессанса разнообразнее, чем готики и романики. Ренессансные фасады объединяет:

– использование равномерного ритма колонн и  аркад в первом ярусе здания;

– второй ярус здания перекрывается куполом круглой формы — идеальной геометрической фигурой.

Барокко. Фасад как религиозный манифест

О чем говорит фасад. Криволинейные формы, скульптурный декор и ощущение театральной роскоши барочного фасада сообщали о могуществе католической церкви. Это был вызов движению Реформации. Фасад собора Св. Петра с надписью «Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою» стал манифестом против протестантизма.

Композиция фасада. Колонны барочного фасада стоят неравномерно: они «сгущаются» к центру и становятся более разреженными ближе к краям. Скульптуры колоссального размера украшают ниши фасада или венчают здание.

Классицизм. Фасад как репрезентация власти

О чем говорит фасад. Фасад классицистического здания транслировал послание абсолютной монархии о первенстве долга перед государством. Поэтому надпись на фасаде парижского Пантеона гласит: «Великим людям благодарная отчизна».

Композиция фасада. Архитекторы стремятся повторять античные формы, но совмещают элементы по-новому: например, ставят римский купол на портик греческого храма. Главные элементы архитектурного языка — равнопоставленные колонны и античная героика в скульптурном декоре.

Эклектика. Фасад как историческая цитата

О чем говорит фасад. Возрождаются стили предыдущих столетий: появляются нео-грек, неороманика, неоготика, неоренессанс и необарокко. Архитекторы эклектики  цитируют предшественников. Говорящим становится сам выбор источника для заимствования — игра строится на соотнесении функции здания c элементами подходящего стиля.

Композиция фасада. Единая композиция фасада в этот период не сложилась. Наоборот, ценилось разнообразие и новые комбинации знакомых элементов. Существовала закономерность между функцией здания и внешним видом: фасад городской ратуши повторял формы готической архитектуры, а научного учреждения — античной.

Модерн. Фасад как имитация природы

О чем говорит фасад. Архитекторы модерна показали на фасадах зданий противоречия  индустриальной революции. Они использовали новейшие строительные технологии для имитации криволинейных, органических форм — и визуализировали тоску человека по нетронутой природе.

Композиция фасада. Фасады в стиле модерн легко узнать по впечатлению органического перетекания форм. Остекление, скульптурный декор и растительные орнаменты устилают фасад сплошным ковром.

Как определить стиль по фасаду

Распознать замыселФасад может рассказывать религиозную историю, обращаться к идеальным геометрическим телам, убеждать в могуществе или подавлять индивидуальную волю — попробуйте считать смысл послания, опираясь на общее впечатление от здания.

Посмотреть на композициюФасад с двумя башнями и тремя порталами используется и в романике, и в готике.Фасад эпохи Возрождения стремится к квадрату или кругу — идеальным геометрическим фигурам.

На барочном фасаде весь декор «собирается» в центре здания, на классицистическом — распределяется равномерно и сдержанно.

Декор

Декор готического собора. Скульптуры с изображением гротескных существ в Средние века украшали водосточные желоба

Декор —  элементы, без которых здание легко может обойтись.

Декор подчеркивает или скрывает конструкцию, рассказывает историю или просто заполняет пустое пространство. Он бывает скульптурный, плоский или объемный — декором может быть даже рисунок облицовки.

Для определения стиля здания  важно держать в голове набор характерных приемов украшения фасадов — тогда каждая деталь здания станет говорящей.

Романика

Перспективный полукруглый портал. Оформление входного проема полукруглыми уступамиОрнаментальные капители. Капители колонн украшает ковровый растительный орнаментСкульптура в тимпане. Скульптурные сцены на религиозные сюжеты помещаются в тимпане — углубленной части стены над дверью

Готика

Пинакли. Остроконечные башенки с щипцами, которые венчают аркбутаныОкно-роза. Центральное витражное окно в центре фасада готического собораГаргулья. Одиночные скульптурные изображения с гротескными персонажами или чудищами

Ренессанс

Рустовка. Отделка фасадов грубым необработанным камнемАркада. Ряд одинаковых арок с опорой на колонны или столбы
Волюта. Спиралевидный завиток, который соединяет заниженные части здания с  высокими

Барокко

Картуш. Лепное украшение в форме щита или развернутого свиткаРазорванный фронтон. Венчающая часть здания с одним или несколькими разрывами в верхней части
Скульптуры в нишах. В ниши помещают фигуры святых или мифологических персонажей 

Классицизм

Портик. Выступающая часть здания с колоннами и треугольным завершениемСкульптура на фронтоне. Фигуры исторических и мифологических персонажей помещают в треугольном завершении зданияКоринфские капители. В аркадах и портиках используют римскую капитель колоколообразной формы

Эклектика

Ионический ордер. В стиле нео-грек используют греческий ордер с завитками-волютамиИмитация рустовки. В стиле неоренессанс используют имитацию рустовки вместо настоящего камняНаложение декора на плоский фасад. Уплощенные элементы готики помещают на плоские фасады современных жилых зданий

Модерн

Маскарон. Скульптурное украшение в видеголовы человека или животногоЛепные орнаменты. Растительный орнамент из лепнины заполняет все свободное пространство фасадаКриволинейные окна. Модерн заменяет традиционные прямоугольные окна на криволинейные

Как определить стиль по декору

Оценить количество декораЕсли декора мало, или он заполняет только конструктивные элементы фасада — капители колонн, завершения арок, — здание построено в эпоху Ренессанса или классицизма.

Если декор наложен на плоскость стены тонким слоем — ставим на готику или эклектику. Объемный декор, который вырастает из плоскости стены — признак стиля барокко.

Запоминать и много смотреть по сторонамЗапомнить все элементы из таблицы сразу не получится — нужно тренировать свой глаз в городе. Для начала просто начните обращать внимание на здания вокруг.

Как определить стиль здания на практике

Вспомним все пункты статьи и попробуем по шагам определить стиль особняка Рябушинского в Москве:

Что читать о стилях архитектуры

Власов В. Г. Архитектура. Словарь терминов. М., 2003.

Орельская О. В. Современная зарубежная архитектура. М., 2010.

Уоткин Д. История западноевропейской архитектуры. М., 2001. 

Hopkins O. Architectural Styles: A Visual Guide. Laurence King Publishing, 2014.

Fleming J.,  Honour H., Pevsner N. The Penguin Dictionary of Architecture and Landscape Architecture, 1999.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a76ceede86a9ebfce7c255b/5b0bbd519b403c31406fb8a8

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.